Добровольное страхование
Удостоверяющие центры



Суд поддержал позицию Воронежского регионального отделения ФСС РФ в споре с работодателем

Согласно действующему законодательству РФ предусмотрено, что страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в частности, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, выплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации работающим гражданам.

При этом, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери или отцы, а также другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

По мнению регионального отделения Фонда, предусмотренное действующим законодательством РФ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком должно компенсировать заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.

Не согласившись с позицией территориального органа Фонда о необоснованности выплаты пособий по уходу за ребенком своим сотрудникам, работающими на условиях неполной рабочей недели с сокращением рабочего времени ежедневно на 1 час, страхователь обратился в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании решения территориального отделения Фонда о непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, произведенных за первое полугодие 2019 года, недействительным.

Как правомерно посчитал суд, при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Вместе с тем, незначительное сокращение рабочего времени лиц, претендующих на получение пособия по уходу за ребенком, не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, а потому пособие по уходу за ребенком в данном случае не может являться компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

Исходя из данной ситуации следует, что на уход за детьми сотрудники тратили 1 час рабочего времени в день, получая при этом пособие. Данные факты свидетельствует о том, что работники выполняли трудовые функции и не могли осуществлять в оставшееся от работы время фактический уход за детьми.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что выплачиваемое пособие не достигает целей, заложенных действующим законодательством РФ, а именно, восстановления положения граждан в связи с уходом за ребенком, а значит, не является социально значимой выплатой и не подлежит зачету в качестве расходов заявителя на выплату страхового обеспечения сотрудникам, а свидетельствует о злоупотреблении страхователем своим правом в целях предоставления сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Вместе с тем, с 01.07.2019 на территории Воронежской области реализуется пилотный проект «Прямые выплаты», согласно которому выплата пособий застрахованным лицам осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособий на их банковские счета (через организацию почтовой связи) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособий.

Однако, обращаем Ваше внимание, что ответственность за правильность оформления документов, дающих право на получение того или иного вида пособия по обязательному социальному страхованию, также продолжают нести страхователи, предоставляющие в территориальный орган Фонда документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам (как до, так и после реализации пилотного проекта «Прямые выплаты»).

Таким образом, выплата страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется на основании необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия документов или сведений, предоставляемых страхователями в территориальный орган Фонда в полном объеме.